Заказать звонок
+7 (495) 662-37-37

"Производители теряют рынок расходных материалов для собственной техники"

18.07.2002

Производители теряют рынок расходных материалов для собственной техники

Большая часть всех продаваемых в России картриджей для принтеров и копиров — это бывшие в употреблении перезаправленные экземпляры. Производители оригинальной продукции фактически без боя уступают рынок небольшим российским компаниям, освоившим бизнес "оживления" картриджей. Вчера четыре крупнейших производителя принтеров — компании Canon, Epson, Hewlett-Packard и Xerox — с подачи центра технической поддержки R-Style Service объявили о совместной программе по борьбе с поддельными расходными материалами. Однако бюджет ее составил лишь несколько тысяч долларов.

Производители принтеров чрезвычайно болезненно относятся к картриджам сторонних фирм. Дело в том, что принтеры и копиры, как правило, продаются в убыток, а доходы обеспечиваются за счет продаж расходных материалов к ним. Запретить конкурентам производить совместимые картриджи вендоры не могут по антимонопольному законодательству своих стран. Они могут лишь защищать свою продукцию патентами.

Один из способов борьбы с конкурентами — предоставление гарантийного ремонта, только если в принтере использовался оригинальный картридж (если ваш принтер сломался, работники сервисного центра первым делом возьмут из него краску или тонер на пробу). К перезаправщикам картриджей, которые выдают свои изделия за оригинальный продукт, производители относятся еще жестче. По словам Дмитрия Демина, менеджера группы потребительских товаров Hewlett-Packard, официальным партнерам компании запрещено продавать перезаправленные картриджи вплоть до расторжения контракта. А совместимыми торговать можно, только их запрещено рекламировать.

По данным аналитиков Dataquest, 15% мирового рынка принадлежит производителям совместимых расходников. Перезаправленными пользуются около 4% покупателей. В России же картина совершенно иная. По данным Владислава Бадаева, директора по маркетингу компании NAK Microware — крупнейшего дистрибьютора расходников Hewlet-Packard, более 50% приходится на перезаправленные картриджи и только 5% — на совместимые. "Каждый картридж в России перезаправляется минимум один раз, — добавляет Юлия Вильке, специалист российского представительства Canon по расходным материалам. — Это огромный бизнес. Оригинальный картридж стоит $40, использованный покупается за $10, перезаправляется за $4 и продается под видом нового".

Потери производителей принтеров и копиров в России довольно значительны. По данным игроков рынка расходных материалов, в России продается картриджей на сумму около $50 млн в месяц. Однако вендоры практически не борются с пиратами. Как признаются представители всех четырех упомянутых компаний, большие деньги в объявленную вчера акцию вкладываться не будут. Все делается на энтузиазме R-Style Center. Акция заключается в размещении информационных материалов на сайтах компаний и небольшой рекламной кампании в Рунете. По словам директора R-Style Service Сергея Касаткина, на все уйдет "пара тысяч". "Для нас это просто акт человеколюбия. Нам, как сервисному центру, это даже невыгодно, — говорит он. — Просто нам жалко тех, кто пользуется неоригинальной продукцией. По нашей статистике, если пользоваться перезаправленными картриджами, в 90% случаях принтер ломается".

Причины, почему вендоры бездействуют, самые разнообразные. "Мы хотели бы прилагать силы для решения этой проблемы, но пока не получили на это бюджет из головного отделения", — жалуется Демин. "Мы пытались бороться с производителями подделок. Однако очень скоро наши сотрудники выяснили, что это небезопасно для жизни", — говорит Юлия Вильке из Canon.

Даже если представительства этих компаний получат бюджеты на борьбу с подделками, не факт, что они отвоюют рынок. Дело в том, что перезаправщики вышли на качественно иной уровень. Например, компания Black продает перезаправленные картриджи под собственной маркой "Русский картридж", честно информируя покупателей о происхождении товара. К такому бизнесу не придерешься с точки зрения закона — покупатель сам волен решать, рисковать ему или нет.

По словам одного из соучредителей Black Алексея Харченко, в день его компания производит 500 картриджей для лазерных принтеров и 350 — для струйных. Оборот — $250 000 в месяц. "Все разлетается с бешеной скоростью. Если бы наш товар был некачественным, мы не смогли бы его продать, — утверждает Харченко. — Да, первые деньги мы сделали, торгуя подделками. Но теперь мы выросли из детского возраста и используем собственную марку. Мы вкладываем очень большие деньги в создание современного производства по восстановлению картриджей".

Что вставляют в принтер

"Неоригинальные" картриджи, к которым производители самих принтеров не имеют никакого отношения, бывают двух типов. Первый — это так называемые совместимые расходники. К примеру, картриджи для лазерных принтеров Hewlett-Packard вполне официально производят Canon и Lexmark. Совместимые расходные материалы производят компании EMTEC/BASF, Fullmark, Pelican, Verbatim. К этой категории расходников вендоры, как правило, не имеют претензий. Второй тип — перезаправленные картриджи. Часть из них перезаправляются в фабричных условиях с соблюдением технологии. Проблема лишь в том, что их часто выдают за оригинальную новую продукцию (тогда фальсифицируется и упаковка) , т. е. речь идет о банальном пиратстве. Самую опасную группу составляют картриджи, перезаправленные в кустарных условиях, которые могут серьезно повредить принтер. Для производства перезаправленных картриджей фирмы организуют сбор израсходованных экземпляров у населения.

Юрий Грановский, <<Ведомости>>